Конечно для нас все японские сады уникальны уже потому, что они японские.
Конечно, кроме того, каждый японский сад уникален еще и потому, что у него есть куча собственных особенностей, и он неповторим.
Но есть сады, особенности которых настолько уникальны, что ставят их в первые ряды каких угодно рейтингов. Это сады - вехи, это сады, которым потом подражают, но превзойти которые так и не удается. Возможно, я на этот раз и преувеличиваю, я человек влюбляющийся, следовательно, необъективный. Но честное слово, то, что я увидала на тот раз, - это безусловно явление. Сад, который не запомнить, не впечатлиться которым просто невозможно. Когда я вижу такое, то просто лишаюсь дара речи: http://pds.exblog.jp/pds/1/200704/08/...
матрона, прекрасная усадьба. Мрачноватая, дышащая древностью, хоть и не такая древняя, 1907 года постройки. То, что надо. Принадлежала промышленнику Кавати Торадзиро, противнику чрезмерной вестернизации и борцу за возрождение традиционной культуры - спящего дракона, который только спит.
takedo, спасибо за отклик.
Кстати, о названии усадьбы. В последнее время я стала уделять этому больше внимание.
Итак.
Некогда местный даймё по имени Като Ясуцунэ (1657-1715), владевший там небольшой провинцией Одзу, отметил, что священная гора Хорай похожа на отдыхающего дракона гарю 臥龍...
А в 1907 году в непосредственной близости от современного города Одзу (преф. Эхиме) на крутом берегу реки Хидзикава 肱川 возникает потрясающей красоты усадьба, название с названием явно перекликающимся с высказыванием даймё. Приют отдыхающего дракона, Гарю Сансо, 臥龍山荘 .
По идее, заложенной в название, нечто в усадьбе должно перекликаться и с образом мифической горы-счастья для избранных, и с драконом. Я сразу запала на этого дракона. Почему именно дракон появился в названии усадьбы? Почему именно отдыхающий, спящий, распростертый дракон? И я стала искать ответы. Стала искать помощи в тех спящих драконах, коих множество можно найти в японских садах.
Хорошо известно, что образ дракона вообще и спящего дракона, в частности, на востоке несет в себе много информации. В японских садах образ дракона многолик и многообразен. И наверное самым показательным примером служат сады монастыря Кодай-дзи в Киото, где без труда можно найти сразу несколько драконов. Это и Гарю-икэ, Драконий пруд, 臥龍池. И Гарю-ро, Драконья галерея 臥龍廊. Особенно хороша эта галерея, покрытая черепицей, как драконьей чешуей, и, как дракон, извивающаяся. http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-71-73...
Мне показалось, что образ извивающегося гарю прекрасно согласуется уже с тем, что представляет собой участок, который занимает усадьба Гарю. Длинный и узкий, он вытянулся вдоль реки и вдобавок как бы свернулся кольцом, захватив собой остров на реке. Все это полне соответствует представлению о распростертом драконе. http://img-fotki.yandex.ru/get/15481/...
А как же гора Хорай? Образ сада-рая? Ведь для Като Ясуцунэ гора Хорай почему-то неразрывно была связана с отдыхающих драконом. Почему?
И тут я вспоминаю еще об одном драконе, совсем недавно появившемся в Саду неспокойных волн, Хасин-тэй 波心庭, что при главном здании того же монастыря Кодай-дзи: http://blog-imgs-49.fc2.com/k/i/m/kim...
Кольца этого дракона то выныривают, то вновь скрываются в волнах. И вновь горбато вздымаются они над поверхностью моря. Так и острова Хорай (а гора Хорай – это горы, располагавшиеся по легенде на нескольких островах, это, читай, Японские гористые острова ) они то появляются, то вновь уходят в океан. Но ведь и вся усадьба Гарю – это тоже горы и пригорки не берегу реки. И даже полуостров ее больше похож на остров.
Выразительный рельеф усадьбы – это то, что придает усадьбе неповторимый облик. Дизайнер, надо сказать, приложил немало сил, чтобы использовать это преимущество участка на все сто процентов.
[2] матрона, да, дерево впечатляет, отлично вписываясь в образ усадьбы. Подозреваю только, что оно не проросло через стену, а было бережно сохранено при строительстве стены. По виду оно довольно старое.
Что касается названия, то, конечно, как любит говорить одна наша хорошая знакомая, его, названия, ноги растут из 17 века. Однако версия японской традиционной культуры - просыпающегося дракона мне тоже нравится. Вполне возможно, что и Торадзиро об этом думал. А может, и нет.
матрона, спасибо, усадьба красивейшая!
[3] takedo, Вы о той философской версии, где гарю - великий человек, до поры до времени остающийся в неизвестности как и лежащий ниц дракон, не демонстрирующий всю свою силу до того момента пока это станет необходимо? Если да, то Торадзиро был очень скромным человеком ))) Когда строил свою усадьбу, говорят, держал в уме Кацура рикю. Но павильон для любования луной - потрясающий!!!
[5] Элисса, признаться, я уже в каждом Вашем слове ищу подвох и иронию. Как в прекрасном, утончённом до изощрённости фильме Поланского, который посмотрел недавно - "Венера в мехах". Теряешь связь с реальностью и перестаёшь понимать, где жизнь, а где театр. И это замечательно, это придаёт остроту общению и заставляет работать мысль.
Что же касается дракона, то скромность Торадзиро (который мечтал подняться до уровня Кацура Рикю) не мешала ему мечтать о возрождении традиционной японской культуры, когда она воспрянет подобно просыпающемуся дракону, и в стране наступит полный Хорай.
Чем дальше в лес, тем больше дров. Оказывается, история этой усадьбы связана с такими известными именами, как Тода Такатора, фигуры одиозной периода феодальных войн в Японии. Он был одним из самых известных наемников будущего верховного сёгуна Японии Токугава Иэясу. После воцарения последнего он значительно расширил свои владения на Сикоку вплоть до границ современной префектуры Эхимэ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D...
Будущая усадьба Гарю Сансо была отдана его вассалу Ватанабэ Канбэ (1562-1640). Именно он был первым, кто впервые занялся здесь садом. Значит, история усадьбы и сада восходит как минимум к первой половине 17 века.
Для строительства этой грандиозной усадьбы в современном виде ее хозяину потребовалось 10 лет и усилия 9 тысяч человек. Девяти тысяч - просто не верится! Из самого Киото были приглашены первоклассные мастера. А весь проект осуществлялся под началом дизайнера Торадзиро Коити 河内寅次郎, который действительно поставил перед собой весьма амбициозную задачу создать усадьбу, которая базировалась бы на идеях Кацуры Рикю и Сюгаку-ин.
Но поистине уникален в практике садовой архитектуры это павильон Бессмертных Фуро-ан 不老庵, тот самый, что парит в воздухе, когда рассматривают сад со стороны реки. Он замечателен во всех отношениях, этот павильон - и тем, как он смотрится со стороны реки, и тем, какие виды на реку и на окружающие дали открываются из него самого. Своей необыкновенной легкостью, своим парением над местностью и всеми этими дивными видами, он обязан способу своего строительства, так называемого бутай-дзукури 舞台造り, или какэ-дзукури 懸造り. Постройка, помещенная на специальной площадке, которая подпирается мощной клетью из вертикальных столбов и горизонтальных перекладин, нависает над крутым склоном. Мы уже знакомы с таким способом строительства монастырей в горах Японии и Китая:
И еще быстренькое, но очень толковое видео, которое создает полное впечатление об этом павильоне и о том, как он устроен. http://www.youtube.com/watch?feature=...
takedo, про сад кое-что есть, в том числе по вашей части - где что растет. Надо отойти немного от впечатлений, чтоб опять начать говорить, там есть о чем. Но пока у меня просто не хватает душевных сил справиться с восторгом от этой усадьбы. Нет слов, чтоб анализировать и умничать.
Знаете что я припасла?
Это ролик, который длится примерно 22 минуты. Но саду уделено всего 6 с половиной минут, все остальное кому некогда, можно не смотреть. Это окрестности города Одзу и другие красоты Эхимэ. Но красоты для нас действительно выдающиеся, настоящая горная Япония.
Но если вы посмотрите только этот сад, то, уверяю, не пожалеете. Получите очень большое впечатление, никакие слова не могут передать этого. Особенно внимательны будьте, начиная примерно с четвертой минуты. Будет показан тот самый полуостров (остров?), который есть на карте-схеме усадьбы: http://img-fotki.yandex.ru/get/15481/...
Фотографий этого места в интернете я пока не нашла ни одной. Очень интересно, там есть какая-то беседочка. И глухомань. И опять виды - какие виды! - на реку.
Кстати, еще раз увидите эти "токономы".
О! это редчайший момент! Это ж ремонт площадки, на которой подвешивается павильон Бессмертных Фуро-ан, та самая технология какэ-дзукури 懸造り, о ней я говорила.
В следующем же кадре видно, как делается клеть под этой площадкой. Правда, столбы еще не поставлены: http://fotki.yandex.ru/next/users/mat...
Ролик замечательный! снят не любителем, не туристом. Павильоны не каждый день ремонтируют.
А как вам остров? Ведь туда туристов не пускают, боятся за их безопасность. А благодаря этому видео мы имеем возможность побывать там.
Невольно приходит на ум история этих мест, связанная с возникновением этой усадьбы. До самого начала 17 века это были времена жестоких феодальных войн Сэнгоку дзидай. Это были времена строительства крепостей, где все эти воюющие князьки пытались уберечься от врагов.
Эта усадьба когда-то определенно могла служить такой крепостью. При таком-то удачном, таком выгодном местоположении - круча над рекой, и с обратной стороны тоже круча - оборонявшимся не стоило труда запечатать ее. http://www.youtube.com/watch?feature=...
Вы только послушайте эту боевую музыку! У меня возникают четкие ассоциации с военным временем и с военными крепостями.
А вот эта дверку в подземелье я сначала приняла за вход в подземелье, подземный ход. Но оказалось, что это древний холодильник. Секретная пещера дракона сэнрёдо 潜龍洞 . Назовут же:)) http://pds.exblog.jp/pds/1/201308/15/...
Там в специальном углублении скапливалась вода, которая при замерзании относительно долго могла служить для сохранения продуктов. http://natumekun.img.jugem.jp/2010020...
Отсюда еще одно мое предположение. Если эта усадьба действительно некогда была крепостью (что вполне вероятно), то датировать ее происхождение можно 16 веком. Причем , если судить о датах жизни ее первого владельца Ватанабэ Канбэ (1562-1640), то скорее всего это конец 16 века.
Но данных, подтверждающих это, я не нашла пока.
И последнее из того, что привлекло мое внимание на сегодняшний день. Посматривая материалы, я наткнулась на сообщения одного блоггера, который путешествовал по этим местам. Уж как ему удалось проникнуть в Гарю Сансо ночью? ведь все музеи и сады не работают. Загадка эта осталась за кадром. Только знаете, из всего, что он вынес из этой усадьбе, был вид ночной луны, заснятый из павильона Бессмертных... Ни самого павильона, ни чего бы то ни было еще - ни-че-го в его блоге больше об этой усадьбе нет.
Только луна: http://pds.exblog.jp/pds/1/201009/23/...
P.S. к [17]
Нашла-таки и другие его фотки из этой усадьбы. И как-то отлегло. А то уж начала думать, что они и вправду с Луны:)) http://makild.exblog.jp/tags/%E8%87%A...
[16] матрона, да, от звукового сопровождения у меня точно такое же впечатление.
16 век - это, конечно, здорово, но то, что мы видим сейчас, относится к началу 20-го, правильно ли я понял? Кстати, интересно, к началу 20-го относится только сад, или только строения, или и то, и другое?
"Решётки" я имел в виду иные. Они не имеют отношения к усадьбе, но, всё равно, любопытно {188860}.