Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 28.03.2024 16:33:39
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Камень в саду

Роман с камнем. Часть II

"Тем, кто держит свой камень за пазухой,
ох и трудно в деревне у нас…"

"Растения – это второй после камня
по значимости элемент любого сада"
Роберт Кетчел
"Японский сад за несколько дней"

Итак, во второй части нашего Романа с камнем перейдем от теоретических аспектов рассмотрения камней как таковых к применению их в садовой практике. Как уже упоминалось в Таблице 2 первой части природный камень в самых разнообразных ипостасях находит применение в строительстве фундаментов, оград, небольших архитектурных форм (например, гротов, арок), альпинариев и рокариев, для мощения дорожек и площадок в Саду (например, патио), для оформления береговой зоны естественных и искусственных водоемов, сухих русел декоративных ручьев, и, наконец, для отсыпки так называемых гравийных садов и создания подпорных стенок. Вот двум последним применениям природного камня и будут посвящены 2-я и 3-я части данной статьи.

Как следует из эпиграфа ко 2-ой части Романа с камнем с точки зрения восточной философии и принципов создания садового ландшафта камень играет в них ведущую роль. И это не случайно. Суровая лаконичность каменистых ландшафтов, их кажущаяся неизменность и независимость от времен года, спокойное и умиротворяющее воздействие на наблюдателя, великолепная сочетаемость с растениями – все это и придает каменистым Садам и каменным сооружениям в них особую привлекательность.

Есть у каменистого оформления Сада и еще один не слишком обсужденный до сих пор аспект, но крайне существенный для нашей Средней полосы с его почти повсеместной зоной рискованного земледелия. Каменистый садовый ландшафт в отличие от растительных посадок практически не подвержен капризам погоды. Всем памятен прошлый год, когда "черная зима" с жуткими морозами, словно косой прошлась по ценнейшим коллекциям растений, как травянистых, так и древесно-кустарниковых. Предыдущее и последующее лето не прибавило радостей садоводам – жара или затяжные дожди сильно повредили годами лелеемые газоны и миксбордеры. А правильно построенные подпорные стенки и гравийные площадки не потеряли своего привлекательного внешнего вида. Весьма важен и тот фактор, что "каменные забавы", требующие пусть и тяжкого, но, зато одномоментного вложения физического труда, позволяют затем выделить больше времени для ухода за любимыми растениями или просто отдыха в Саду вашей мечты. Трудно с чем-нибудь сравнить то состояние глубокого удовлетворения, сходного с катарсисом, когда, отложив лопату, молоток, рукавицы Вы окидываете взором плоды своего труда. Труда, которому не страшны ни жара, ни стужа, ни засуха. Сделанная Вами гравийная отсыпка привнесет в Ваш сад маленький кусочек Средиземноморского пейзажа или утонченность Японского Сада. И все это вполне возможно сделать своими руками. Итак, начнем с Гравийных Садов.

Как сам стиль Сада, так и компоненты, слагающие его, могут быть либо формальными (классическими), либо свободными (естественными). Наиболее органичен гравий именно в свободной, ландшафтной стилистике, причем философия Восточных садов, а особенно Японского, подразумевает огромный философский подтекст восприятия Сада. Гравий, галька или щебень (в дальнейшем чаще всего будет употребляться обобщающее слово "гравий" для всех этих материалов) могут служить прекрасным заменителем мощения плиткой или травяного газона. Прекрасно сочетаясь с растениями, эти материалы способны оттенять и подчеркивать красоту последних, а также заполнять пустые пространства между покрытиями из плитки или камня. Более чем естественны и органичны гравийные отсыпки, примыкающие к рокариям или альпинариям, имитируя при этом скальные, каменистые осыпи.

Очень удобно оформлять гравием участки неудобно расположенные или сложной неправильной формы. Неоценимы выгоды применения гравия в местах, где трудно пользоваться газонокосилкой, а значит невозможно создать аккуратный, ухоженный газон. Богатство форм (угловатые, округлые со сколами и без), а также самая разнообразная окраска и размер гравия, гальки или щебня, возможность их совместного сочетания позволяет добиться самых разнообразных эффектов при создании Гравийного Сада. Использование гравия является сравнительно простым и доступным способом создания привлекательного Сада, не требующего утомительного ухода. Наконец, Гравийный сад многообразен, как сама Природа. Ранним утром и в палящий полдень, на закате и в лучах декоративных светильников, в солнечную или пасмурную погоду Гравийный сад всегда разный. И в этом с ним, пожалуй, не сможет сравниться самый ухоженный газон. Падающие от солнечных лучей тени движутся вокруг выступающих граней камешков совсем как на солнечных часах. Солнце делает его белым и сияющим, а при непогоде он серый и тяжелый. Но никогда не скучный. А как играют цветные камешки гальки после дождя, лишь постепенно делаясь более тусклыми высыхая. С чем сравнить шорох и легкий скрип при ходьбе по гравию – только, пожалуй, с тихим и задушевным разговором с Садом, когда Вы остаетесь наедине...

Все эти особенности нашли свое отражение в Японском саду. В результате влияния учения дзен-буддизма и попытки проникновения в суть вещей через чувственное сопереживание созерцаемой красоте и родилась эстетика каменистых садов, что привело к созданию форм предельно лаконичных и потому требующих от человека медитации, как способа соучастия в создании образа Сада наряду с его творцом. В результате в Японии появились сады, либо с очень ограниченным числом растений, либо вовсе их не содержащих, что являлось совершенно уникальным в садовом искусстве всего Мира. Чем более лаконичен создатель Сада, чем меньше отдельных элементов он использовал для его создания, тем выше считается его мастерство и, чем собственно и отличается Японский Сад от всех других, более высокой духовной подготовки требует он от созерцающего. Дальнейшее развитие философии такой эстетики в Японском Саду привело к усилению черт символизма всех его структурных элементов. Даже для изображения так любимой японцами воды была разработана специальная методика – "Сухой пейзаж" или "Каренсансуй". И в этом японским мастерам идеально помогает, казалось бы, такой "нетекучий" материал, как камень. Причем его мелкая ипостась – гравий.

"Сухой пейзаж" имеет два значительно отличающихся типа. Первый – " с водой" и второй – "вода, которая была, но ушла". В первом нашли свое отражение (почти в буквальном смысле этого слова) явления, связанные с водной поверхностью. При этом стилистически с предельным символизмом изображаются "круги на воде" вокруг брошенного камня, "волны и завихрения", возникающие вокруг отдельных скал, изображаемые параллельными, концентрическими или переплетающимися бороздами в мелком гравии или песке, а также концентрическими кругами вокруг крупных отдельных камней.

Второй тип сухого пейзажа более сложен и насыщен различными элементами. Русла рек, ручьев, водные пороги и водопады изображаются не только при помощи камней и гравия, но и в создании целостного образа используются декоративные растения. Причем последние также весьма лаконичны и, так сказать, стильны – это бамбук, символизирующий с одной стороны вертикаль, и привносящий в композицию подвижность и звук легкого шелеста на ветру, и декоративные злаки, соответствующей окраски. Так использование злаков с зелеными, сизыми или голубыми пучками узких листьев, а также с мягкой стелющейся формой листвы может весьма достоверно имитировать струящийся поток. В наших краях возможно использование для этих целей овсяниц (Festuca amethistina, F. punctoria, F. glacialis, F. scoparia, F. ovina, F. cinerea), различных осок (Carex montana, C. grayi, C. atrata, C. morrowii, C. plantaginea), иных злаков (овсец вечнозеленый ( Helictotrichon sempervirens), ячмень гривастый (Hordeum jubatum), карелия сизая (Koeleria glauca), ситник (Juncus effuses, J. inflexus), ожика (Lusula nivea, L. pilosa), ковыль (Stipa capillata, S. pennata).

Широко используются мхи, оттеняющие чистоту камней. В ряде случаев в качестве имитации водного потока используются контрастные общему фону берегов окатанные галька или пластинчатый сланец. Правильно и единообразно ориентированные, эти материалы позволяют за счет создаваемого зрительного ритма создавать тонкую иллюзию струящейся и играющей воды. Созерцание садов "Сухого пейзажа" даже не посвященному в тайны дзен-буддизма европейцу дарит редкое эстетическое удовольствие и наслаждение.

От теории перейдем к практике. Предположим, что вы решили, что именно это место в Вашем Саду будет занято под гравийный Сад. Прекрасно… Берем лопату и тщательно перекапываем всю эту территорию, выбирая при этом все попавшиеся корешки. Можно, конечно, использовать какой-либо гербицид, но ничто не сравнится с качеством ручного труда, тем более что для уничтожения некоторых сорняков однократной обработки категорически не достаточно. Дав земле некоторое время "отлежаться", необходимо окончательно измельчить оставшиеся комки и разровнять грунт, для чего удобно использовать сначала обратную сторону обычных граблей, а затем (если площадь велика) специальную доску либо с прикрепленным в центре древком (как у граблей), либо с помощью двух веревок, привязанных к концам доски.

После этой процедуры ровный грунт необходимо утрамбовать. Я сначала проходил по площадке ногами, а затем использовал деревянную трамбовку. Хотя можно применить специальный полый каток для газонов, в который для создания тяжести наливается вода. Чтобы воспрепятствовать росту сорняков, да и самосеву декоративных растений на утрамбованную землю необходимо уложить водопроницаемую черную пленку. Идеально подходит черный лутрасил (агрил и т.п.) толщиной 60 единиц (микрон). Для подстилки под дорожки или в местах оживленных народных гуляний следует использовать более плотный материал. В частности, в продаже имеется такой материал производства Германии с плотностью 100 ед. Есть и более толстые виды геотекстиля, чаще всего используемые для нижнего защитного слоя под водонепроницаемую пленку при создании декоративных водоемов. Их можно посмотреть вот здесь. Однако, в большинстве обычных случаев это уже излишество...

Пленку расстилают по возможности в ясную и, главное, безветренную погоду, чтобы не ловить порхающие концы геотекстиля по всему участку. Еще лучше настилать геотекстиль вдвоем. Для закрепления пленки удобно использовать металлические скобки из нержавеющей проволоки (стальной, медной, алюминиевой, хотя последняя мягковата и будет сильно гнуться) нарезанные и затем согнутые буквой "П" со стороной 10-15 см. Скобки легко входят в утрамбованную землю, хотя после сильных морозов зимы 2003 года некоторые "выдернуло" на пару см из земли. Такие скобки достаточно потом вдавить в землю ногой. Необходимо не забывать соблюдать при сращивании кусков геотекстиля о 5 см перекрытии и особенно тщательно закреплять скобками именно "швы" сращиваемых полотнищ. Можно, конечно, и не закреплять геотекстиль, а только присыпать его гравием, но в этом случае велика вероятность сморщить, сдвинуть полотнище при последующем разравнивании гравия.

После этого можно начинать привозить гравий, причем не весь сразу, а не более двух, в крайнем случае, трех тачек сразу. Начинать высыпку гравия, конечно, следует с самых отдаленных от маршрута подъезда мест. Да и дозировать гравий (точнее толщину его слоя) удобнее постепенно отступая к ближнему краю площадки. Толщины насыпного слоя достаточно около 5 см. При этом следует ориентироваться на то, что для засыпки примерно 10 м2 таким слоем потребуется около одной тонны гравия. Если же Вы планируете нанести рисунок на поверхность гравийного Сада, как в Японском саду "Сухого пейзажа", то толщину засыпки следует увеличить (до двух раз, т.е. до 10 см).

После доставки на площадку всего гравия и его равномерного распределения по ней с помощью граблей или доски следует уплотнить слой. Сначала это осуществляется с помощью ног, причем очень полезно пригласить всю семью и предложить своим домочадцам стройными рядами, чинно, благородно, без резких движений ногами прогуляться по насыпанным камешкам. Лишь затем следует пройтись по поверхности деревянной трамбовкой, периодически разравнивая образующиеся неровности. Для нанесения на гравий рисунка a’la Японский сад такого уплотнения гравия естественно не требуется.

Еще один элемент гравийного Сада, о котором до сих пор не было упомянуто – это бордюры, призванные воспрепятствовать перемещению частиц гравия по всему участку. Ибо мелкие и не очень камешки – смерть для газонокосилок. Для этих целей можно использовать бордюры из кирпича, досок, камней. В настоящее время можно найти в продаже "бордюрную ленту" фирмы "Gardena" и отечественную (НИИПМ, Перовский проезд, 35, тел. 273-85-61, 273-73-67, 273-73-91), причем наша лента гораздо прочнее, симпатичнее, и, главное, существенно дешевле. Лично я поддержал отечественного производителя. Для более естественного, без специального бордюра, перехода от гравийной площадки к другим участкам сада (например, газону) можно заглублять уровень гравия на 5 см ниже газона.

Гравий, как уже было упомянуто, прекрасно гармонирует с различными растениями. Главное при осуществлении такой комбинации соблюдать чувство меры. Либо посаженные растения должны являться "солитерами", оттеняющими свойства каменистой поверхности, либо это должна быть группа растений вполне уместная в таком ландшафте – это могут быть почвопокровные, суккуленты, альпийские жители и конечно т.н. ксерофиты (любящие сухость или растения сухих мест обитания). Хотя, в определенном смысле, это является условностью, т.к. и геотекстиль и покрывающий его слой гравия играют роль своеобразной мульчи и тем самым сглаживают перепады влажности для растений, высаженных в Гравийном Саду. Посадка растений осуществляется легко путем разгребания слоя гравия, с целью "обнажения" геотекстиля, с последующим крестообразным разрезом последнего острым треугольным ножом. В образовавшейся лунке либо взрыхляют "родную" почву, либо заменяют ее почвой, необходимой для данного конкретного растения. Края пленки отгибают, саженец помещают на место, мульчируют и возвращают гравийный слой на место. Разумеется, для гравийных садов из известкового или доломитового гравия "кальциефобы" не подходят. Для таких растений следует применять гранитный щебень, либо значительно увеличивать размеры посадочной лунки, заполненной необходимой именно для данного растения землей.

Комбинируя различные виды гравия, щебня или гальки (различают озерную и речную гальку, а также так называемый щебень гравийный (тоже пестрый, разной формы мелкий материал, отличающийся от прочих видов гальки привлекательной ценой)), а также размеры фракций этих материалов можно повысить выразительность Сада камней. Так монотонность большой гравийной площадки можно разбить проложенной дорожкой, отличающейся как размером, так и цветом материала. Когда я рассматривал варианты оформления берега декоративного водоема в своем саду, я посчитал, что отсыпку непосредственно у водной поверхности следует сделать из материала другого цвета и фактуры, чем на примыкающей поверхности гравийной площадки. Для этого я использовал речную гальку, которая за счет своей пестроты и более округлой формы зрительно отличалась от примыкавшей к водоему серовато-белой гравийной площадки и серо-белых и желтоватых камней подпорной стенки. Не говоря уже о том, что именно речная (или озерная) галька более уместна рядом с водой.

В целях воспрепятствования рассыпанию и перемещению гравийного слоя на "торных тропах" полезно использовать плитняк. Он, с одной стороны, закрепит дорожки, а, с другой, разобьет монотонность больших поверхностей гравия.

Если же вы планируете создать уголок максимально приближенный к природе, то можно не использовать геотекстиль в качестве подложки под гравий. Тогда ваши любимые цветы смогут давать самосев, придавая естественность данному уголку Вашего Сада. Но учтите, окружающие сорняки все равно сильнее и пластичнее в смысле приспособляемости к условиям обитания. И именно они первыми обживут Ваши гравийные осыпи и пустоши. Борьба с ними проще, чем на клумбах и ухоженных газонах в силу просто меньшего числа незваных гостей, но все же может отнять немало времени.

Кстати, вот две небольших хитрости, относящихся к прополке "гравийных сорняков": первая - сорняки прорастающие через гравий с геотекстильной подложкой лучше вырывать не в самом микроскопическом состоянии, тогда (особенно после дождя) они вырываются без обрыва стебля легко и целиком (можно изучать всю корневую систему этих пришельцев), второе – в случае отсутствия подложки даже достаточно крупные сорняки с глубоким корнем легко удаляются руками или специальной "копалкой", если в место их произрастания подать тонкую и сильную струю воды из шланга. Так же, кстати, удаляются сорняки из щелей подпорных стенок. Конечно, можно и "травить" этих незваных гостей соответствующими гербицидами, нанесением достаточно концентрированного раствора кисточкой, так сказать, в самое сердце врага. И еще, чем чище будет гравий (вообще-то его в "хороших домах" принято мыть, для чего существуют т.н. "гравимойки". Моют, правда, не ради чистоты, а просто гравий отмывают от песка, а еще точнее наоборот – песок от гравия или гальки) тем дольше не будут поселяться в нем сорняки – ухватиться будет не за что.

Две моих гравийных площадки выросли: одна на месте пустыря, постоянно зарастающего сорняками после разборки кучи камней, использованных для создания рокария и подпорной стенки сухой кладки и отдельно стоящей стенки, уложенной с применением цементного раствора и отделяющей этот участок сада от склона оврага, а другая на месте газончика из белого клевера. К сожалению веселенький и аккуратный после первых всходов клевера этот газон вышел заметно полысевшим после зимовки, а сухое лето без полива и без постоянного кошения и вытаптывания окончательно придали этому фрагменту неопрятный вид. Первая гравийная площадка была создана с использованием подложки из геотекстиля, а вторая практически примыкающая к первой (плавно вытекающая из нее) была насыпана на тщательно просеянную землю. Причем первая и бОльшая по размеру служит прекрасным и гармоничным переходом от крупных камней рокария к подпорным стенкам, создавая иллюзию горной осыпи.

Несколько растений (желтолистная хоста, родиола розовая, камнеломка, краснолистная гейхера), высаженных в гравий оживляют общую равнинную картину. Дополнили оформление выросшие самосевом три краснолистных подорожника и, растущая у подножия подпорной стенки напротив рокария куртина краснолистной живучки.

В центре второй, меньшей площадки был высажен пятилетний экземпляр кизильника Даммера, подобно спруту раскинувшему свои ветви-щупальца, красные плоды на которых эффектно выделяются на светлом фоне гравия. Под гравий также были высажены несколько видов ботанических тюльпанов (Кауфмана, туркестанский, Грейга) и мелколуковичные – крокусы, мускари и пролески. В месте перехода этой гравийной отсыпки в подножие подпорных стен самосевом выросли дикорастущие ситники, очитки, фиалки рогатые и были высажены две низкорослые ивы – шерстистая и стелющаяся (вероятно разновидность и. грацилис). Яркими пятнами белого и желтого цвета сияли самостийно выросшие эшшольции. Дополняют описанную картину кустик пестролистной хосты и куртинка ястребинки оранжевой, красного клевера и стелющейся дикой вероники. Таким образом, на второй площадке осуществляется торжество естественности с самосевом и минимальным вмешательством в жизнь растений. Единственной проблемой этой зоны являются сорняки, рост которых не сдерживается подложкой геотекстиля.

Два года удовольствия лицезрения Гравийного Сада, как уже неотъемлемой части моего Сада в целом, подвигли меня прошлым летом на создание гравийной отсыпки, переходящей в дорожки непосредственно у входа в дом. Причем эта небольшая площадка ограничена с одной стороны невысокой живой изгородью из кустарниковой лапчатки и солитера в лице Ивы Матсудана с сильно извилистыми, перекручивающимися и спадающими вниз прядями ветвей. С другой стороны между спиреей аргутой, елью канадской "Коника" и колонной туи западной, заросшей в основании барвинком, расположились бузульник зубчатый (сорт Дездемона), колокольчики скученный, точечный, Такесима и куртинка низкорослого солидаго. В основание этой гравийной площадки также был заложен геотекстиль. Причем этапы работы (включая применяемые материалы и инструменты) по созданию этого фрагмента Сада мне удалось запечатлеть на фото, представленные ниже.

В дальнейшем подобные работы будут продвигаться все дальше в Сад таким образом, что гравийная площадка и дорожки, вытекающие из неё, плавно сольются с реконструированным северным склоном старого, ныне сильно заросшего рокария. Таким образом, мне хочется добиться единого композиционного и стилистического решения всей "ландшафтной" части Сада. Возможно, в будущем появятся и элементы, присущие Восточным каменистым садам (декоративные светильники, бамбуковые ограды и решетки, перголы и арки)(мечты, мечты…). Но это задачи и планы на следующее лето и далее.

Мне часто задают вопросы – удобно ли ходить по гравию, и как сильно он загрязняется землей с ног. На первый вопрос ответ прост – чем мельче фракция гравия, тем по нему легче ходить, но тем сильнее он "взъерошивается" при ходьбе. Если Вы, опираясь ногами на гравийную площадку, потянитесь вырвать сорняк, или понюхать цветок, или просто пронесете в руках какую-либо тяжесть, на гравии наверняка останутся следы. Но эта мелочь так легко устраняется (движениями ног a’la курица, разрывающая землю в поисках червяков, или пса, исполняющего "танец презрения"). А вот земля, принесенная с обувью (разумеется, в разумных количествах) легко исчезает с "лица" Гравийного Сада после дождя или простого полива. Лишь ее накопление постепенно даст сорнякам все больше шансов на экспансию.

Наконец, существует проблема опавших листьев. У меня к гравийной площадке примыкают два дубка, которые пока, в силу скромного роста, не сильно засоряют поверхность каменистой площадки. Но в случае деревьев бОльшего возраста и с более мелкой листвой (например, береза) листопад может стать проблемой. Рецепт борьбы с данным негативным явлением, как и в лечении любой болезни один – не запускать. Листву нужно удалять до ее перегнивания и "просачивания" между камешков (о таком субстрате сорняки могут только мечтать) либо веерными граблями, либо если позволяют средства, с помощью садового пылесоса.

Вот собственно и все маленькие хитрости по созданию Гравийного Сада и, если мне удалось Вас убедить, что это хорошо и не безумно трудно, пусть Ваш Гравийный Сад получится таким, чтобы по праву носить имя с заглавных букв.

И в заключении, как всегда, мне бы хотелось привести соответствующие теме строчки японских стихов. Но, увы, мне не удалось найти ничего, что подходило бы к заявленной теме. В этом случае я рискнул предложить Вашему вниманию несколько своих строк, написанных по всем правилам японского стихосложения, и имеющих отношение к Роману с камнем. И поверьте, сложить такое стихотворение, в каждой строчке которого должно быть строго определенное число слогОв, а строк или 3 (хокку) или 5 (танка) гораздо сложнее, чем создать в своем Саду подпорную стенку или Гравийный Сад. Конечно, если есть увлеченность, желание и немного времени…

Этот ручеёк
Никогда не иссякнет.
Не морщит ветер
Каменной ряби волнЫ.
Но не слышно журчанья…

Длинные тени.
Полосы света в глазах.
Гравий и вечер…

Луч солнца насквозь
Пронзил темную крону.
Трава сквозь гравий…

И, раз уж речь зашла о "травинках" среди гравия, позволю себе привести небольшой списочек растений, подходящих для выращивания на гравийных площадках, то есть тех, кто выдерживает или даже любит сухость и палящее солнце.

При условии своевременного полива и создания локальных благоприятных почвенных условий список растений для Гравийного Сада может быть ограничен только Вашей фантазией и полнотой нашей любимой ЭДСР.

Конец 2-ой части Романа с камнем, но 3-ю часть - "Великая китайская стена или "Зачем человеку заборы..."" ждите в апрельском номере Интернет-газеты.

Текст и фото: Седов Андрей Леонидович (Von)
03.2004


К списку


12345
Оценок: 68
Средняя оценка: 4.74

Обсудить статью (2)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна