Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 29.03.2024 16:19:56
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Цветник и садовый дизайн

"FIAT LUX!"- Да будет свет! (свет в саду)

По латыни фраза "Да будет свет!" звучит как "FIAT LUX!" И конечно, совершенно не случаен тот факт, что, умирая, великий немецкий поэт, одновременно весьма интересовавшийся и светом и цветом и ботаникой – Иоганн Вольфганг фон Гёте – просил: "Больше света!" ("Mehr Licht!"). И уж тем более в данном контексте никого не удивит, что одной из "Казней Египетских" было лишение Египта, угнетавшего иудеев, именно света – "Тьма Египетская".

Именно свет питает все живое на нашей планете, именно он приносит радость и счастье в наши дома. Именно света не хватает всем нашим пушистым и зеленым питомцам с наступлением хмурых, серых и унылых зимних времен. Вот и попробуем "готовить сани летом, а телегу зимой" – поговорим о свете в Саду в самых разных его ипостасях и о различных технических аспектах всего, что так или иначе связано с этой проблемой.

Позволю себе напомнить строчки из книги К.С.Льюиса "Хроники Нарнии":
"Перед ними, неподалеку, стоял маленький фонарный столб. Точнее, он не просто стоял, а рос и утолщался на глазах. Более того, фонарь светился, солнце затмевало его свет, но тень от фонаря падала на землю...
– Здесь растет все, даже фонарные столбы. Интересно, из какого семени?..."

Но мы живем не в сказочной стране, и чудеса появления света приходится творить руками... простой посев не принесет в наши Сады свет – увы.

В отличие от сказочных историй свет в наши сады приходит все-таки далеко не так просто и не на первых этапах его создания. Чаще всего сначала возводится дом, надворные постройки, прокладываются коммуникации, дорожки... распланируются разнообразные садовые красоты и уж затем, словно последние штрихи огранки создающегося "ювелирно-ботанического" шедевра в Сад приходит свет, чтобы придать ему особую красоту, уют и в буквальном смысле – блеск. Но, если создание световых акцентов в саду редко удается на первых этапах "творения", то некоторые правила, закономерности и вопросы технической безопасности необходимо держать в планах с самого начала.

Вот обо всем об этом мы и поговорим. Причем оставим за кадром т.н. "служебный" свет (например, прожектора, освещающие въездные фрагменты сада) непосредственно "привязанный" к дому – в Саду нам интереснее свет, являющийся неотъемлемой частью его (Сада) образа… Конечно, такой свет просто необходим, ибо одной из задач освещения Сада является обеспечение большей безопасности для его обитателей. Эта безопасность простирается от сообщения всем нежелательным посетителям, что в данный момент Сад обитаем и "враг не пройдет" до элементарного обеспечения безопасного хождения по Саду. Именно поэтому так удобны различные стационарные светильники вдоль главных ("магистральных") дорожек. Но при этом они еще и просто обязаны соответствовать стилистике архитектуры и материалов дома, быть красивы, и, конечно, совершенно безопасны. Темы светильников-"подорожников" мы ниже еще чуть коснемся. А пока хочется рассмотреть и иные функции и задачи, которые выполняет свет в наших садах. И, прежде всего – эстетические аспекты… не ограничиваясь тривиальным украшением электрической гирляндой новогодней елочки в Саду. Кстати, чтобы на призыв "Елочка зажгись!" не случилось настоящего пожара, необходимо помнить о безопасности – эти два понятия – свет (огонь) и безопасность – должны всегда идти рука об руку!

Создание правильной световой сцены поможет не только подчеркнуть яркую индивидуальность отдельных солистов-растений Вашего Сада, но и позволит Вам дольше и с большим удовольствием находиться в Саду. Иногда взгляд из дома на ночной Сад может открыть для Вас еще одну его тайну или даже не одну...

Я в дождливую ночь
так соскучился по пионам,
что фонарь прихватив,
вышел в сад побродить немного
и цветы заодно проведать...

Сгущается мрак.
Я, ставни не закрывая,
лампаду зажег –
и смотрю, как в отблесках света
под окном пионы мерцают...
(Ито Сатио) (ХХ век)

А как красив может быть подсвеченный зимний Сад! Четкая графичность теней, блестящие искрящиеся снежинки и полный покой природы... Гирлянда маленьких лампочек, увивающая безлистное зимнее дерево, может быть даже выразительнее его летнего наряда. Этакое рукотворное созвездие, сошедшее в Ваш Сад... Несколько светильников, установленных на берегах декоративного водоема, сверкая, умножаясь и преломляясь бликами в воде, могут создать поистине неповторимый Садовый шедевр. Можно даже создать рукотворную "лунную дорожку"... Необходимо только соблюдать чувство меры, не превращая Сад в операционное поле, прошитое лучами бестеневых ламп. С точки зрения эстетики, несколько небольших светильников, расположенных в ключевых точках сада несравненно выигрышнее мощного прожектора, не оставляющего места никакой тайне…

По типам освещения собственно свет может быть заливающим (сплошным) и точечным. По его направлению можно различить свет направленный сверху вниз (верхний), сзади (фоновый) и снизу вверх (нижний). Все эти типы освещения могут найти применение в Вашем Саду. А непосредственно прикладные задачи для разных типов освещения вытекают из их особенностей.

Для освещения всего участка применяется уже упомянутое заливающее. Оно, по сути, является сплошным и без разбору выносит на "свет божий" все элементы Сада – и красивые и не слишком. Как правило, оно осуществляется мощными электрическими или галогеновыми лампами и требует стационарной проводки обычного напряжения сети (220 в). Недостатком такого типа освещения является невозможность ничего скрыть, в том числе и от прохожих и соседей, отсутствии так сказать тайны, и непригодность для выделения отдельных составляющих Сада – малых архитектурных форм (МАФ), фрагментов водоема, ботанических "изюминок" или других декоративных элементов. В силу особенностей заливающее освещение бывает чаще всего "верхним" и лично мне сильно напоминает прожекторные вышки больших ж/д транспортных узлов или "мест не столь отдаленных". Хотя иногда узкий луч пусть и мощного прожектора (т.е. точечное освещение), направленный сверху на нечто прекрасное в саду и оставляющий в сумерках его окружение, может создавать выигрышные картины.

Кроме только что упомянутого случая освещения узконаправленным лучом прожектора, существует еще несколько задач точечного света в Саду:
В ряде случаев подсветка снизу (нижняя) эффектно выделяет, как правило, невысокие декоративные элементы сада. При этом светильники устанавливаются на уровне земли так, чтобы расстояние до высвечиваемого объекта было сравнимо с его высотой. Уменьшение этого расстояния может либо увеличить эффект выделения, либо напрочь "убить" его. Как и в иных случаях, идеальные сочетания мощности и положения светильников подбираются опытным путем. Следует также отметить, что иногда удается достичь невероятно эффектного нижнего освещения при подсветке и высоких объектов - пирамидальных древесно-кустарниковых или вьющихся. Представьте себе "сияющую" колонну туи или можжевельника, или усыпанную гроздьями цветов плетистую розу на опоре, перголе или стене строения, высвеченную нижним светом. Весьма высокого декоративного эффекта можно добиться и при освещении листопадных деревьев при расположении нижнего источника освещения вблизи ствола – отдельные ветви (и летом и зимой) или зеленые листья (летом) будут просто сиять в ночи...

И, наконец, последний тип точечного освещения – фоновая подсветка. В этих случаях источник света устанавливается позади сюжетно важного элемента сада, который требуется выделить и создает фактурный силуэт на освещенном фоне. При проектировании и установке на местности такого источника освещения важно добиться того, чтобы по-возможности ни при каких условиях его свет не попадал в глаза зрителю.

И конечно, в большинстве упомянутых случаев точечного освещения следует маскировать источники света. Для электрических светильников это правило за редким исключением практически непреложно. В случае светильников, представляющих собой самостоятельную эстетическую ценность, из этого правила могут быть сделаны исключения. Более того, зачастую, иногда более ценен сам светильник, чем свет им испускаемый. Это касается, прежде всего, различных светильников, вносящих только небольшие акценты в сад или придающие ему определенный стиль - например, светильники японского или китайского сада.

И вот тут подошло время поговорить о собственно светильниках, то есть о том, что и приносит непосредственно свет в наши Сады. По общему принципу действия их можно разделить на две большие группы – использующие электричество и различные горючие материалы. И если первые являются плодами современной технологической цивилизации, то вторые в ряде случаев дошли до нас через тысячелетия практически в неизменном виде. Первые из них я бы условно назвал, вспоминая план ГОЭЛРО, долженствующий в начале прошлого века вывести Россию из мглы и мрака, "Лампочкой Ильича" (или Эдисона, Лодыгина... - кому как больше нравится). Вторые же за их непостоянство, внезапность, подверженность капризам погоды и способность легко выйти из-под контроля человека – "Живым огнем".

"Лампочка Ильича"

Все эти светильники объединяет одно – для создания света они используют электрическую энергию. При этом не важно, являются ли они лампами накаливания, люминесцентными или вообще светодиодами, главное в одном – свет, в конечном счете, является результатом движения электронов в некой электрической цепи. А уж электричество может взяться из "розетки", или быть получено от солнечных лучей и запасено в аккумуляторах.

Лампочки накаливания могут иметь самую большую мощность среди этих источников света. Вот только их подчас спорный эстетичный вид, крайняя хрупкость и боязнь водяных брызг вызывают необходимость использовать защитные плафоны или иные ухищрения. Зато выбор самих светильников практически необъятен. Встречаются и т.н. антивандальные светильники, способные противостоять вражеским набегам и не боящиеся брошенного камня. Подобные светильники чаще всего используются как для заливающего, так и для точечного освещения, об особенностях применения которых было сказано выше. Люминесцентные лампы обладают более высокой световой отдачей, а значит, более экономны в смысле прожорливости электроэнергии, но имеют ряд недостатков. Так обычные люминесцентные лампы, как правило, менее мощные (в смысле создаваемого светового потока), чем лампы накаливания. При этом у них могут наблюдаться пульсации света, при длительном воздействии на глаза, приводящие к их утомлению. В светильниках эта проблема решается включением четного количества ламп в противофазе по отношению друг к другу. Высококачественные люминесцентные лампы лишены этого недостатка, но они дороже обычных, что вообще характерно для этой разновидности источников света. Кроме того, для люминесцентных ламп необходимы специальные светильники. Наконец, люминесцентные лампы неохотно загораются при пониженном напряжении, что весьма распространено в загородных электросетях. Могут наблюдаться у них и проблемы с включением также при отрицательных температурах, что ограничивает их применимость зимой за городом. Лишены практически всех этих недостатков появившиеся в последнее время т.н. энергосберегающие лампы, имеющие обычный цоколь как у ламп накаливания и спрятанное в цоколе компактное электронное пуско-регулирующее устройство (ПРУ или ПРА). Встречаются также аккумуляторные фонари с люминесцентными лампами – предназначенные для туристов (в кемпингах – их так и называют – кемпинговыми). Они светят ярко, долго и заряжаются от сети, в том числе и автомобильной. После зарядки могут быть определенное время автономны. В ряде случаев они могут быть с успехом использованы для временного украшения Сада в сумерках.

Однако нельзя забывать о том, что внутри люминесцентных ламп находится ртуть, так что их нельзя просто выбрасывать на помойку. Для их сдачи существуют специальные пункты, к сожалению весьма удаленные от сельской местности и практически недоступные для простых граждан.

Следует упомянуть, что свет разных оттенков – от желтого до голубого вызывает совершенно разное восприятие подсвечиваемого объекта. Так для подсветки растений больше подойдут белый нейтральный или слегка голубоватый тона света, не искажающие естественные тона листвы. К подсветке красивоцветущих солистов Сада следует подходить с большей осторожностью и изобретательностью...

Лампу зажгли в потемках...
Вдруг потеряли свой цвет
Желтые хризантемы.
(Бусон)

Желтый свет весьма уместен при подсветке МАФ или элементов дома, создавая теплые живые оттенки. К тому же желтый свет меньше привлекает в сумерках насекомых. Применение же разноцветных ламп чаще всего вызывает сомнения, создавая пестроту, мельтешение и демонстрируя невысокий вкус.

Нельзя также не сказать, что именно электрическая подсветка является единственным способом организации нижнего освещения декоративного водоема. При этом специальные светильники помещаются прямо на дно или монтируются в стенках водоема, или прямо на насосе и подсвечивают струи фонтана или толщу воды. Вот только, на мой взгляд, подобной подсветке явно недостает естественности – кто видел что-либо подобное в природе? А ведь именно Природа лучший учитель создателя Сада мечты... Вот романтическая "Лунная дорожка" - дело другое.

Наконец электрические светильники просто незаменимы для освещения дорожек. Причем такие "подорожники" могут, как выситься на столбиках или штангах вдоль дорожек, так и встраиваться в ее поверхность. Выпускаются специальные высокопрочные и герметичные светильники для дорожек. Могут устанавливаться они и в газоне. Существенным недостатком таких светильников является необходимость монтажа специальной проводки с соблюдением всех правил безопасности, о которых мы поговорим в конце раздела.

К относительно "свежим плодам" технического прогресса можно отнести световые гирлянды для наружного применения т.н. "DURALIGHT" (DURABEST и т.п.), представляющие собой запрессованные в гибкую прозрачную трубку маленькие яркие лампочки или светодилды. Эти гирлянды СПЕЦИАЛЬНО предназначены для уличного освещения и защищены от капризов погоды, имеют систему герметичных контактов и могут наращиваться практически неограниченно в длину. Лампочки могут иметь разный цвет и с помощью специального устройства (контроллера) мигать в разном ритме и цвете (зависит от разновидности самой гирлянды). Само собой напрашивающееся применение дюралайтовских гирлянд для новогоднего украшения Сада только ЭТИМ не ограничивается – их можно использовать для украшения вертикальных объектов – столбов, колонн, стволов деревьев и в качестве светящихся "нитей Ариадны" вдоль дорожек. Причем эти светильники позволяют укладывать их просто в снег, не опасаясь проблем с электрической безопасностью. Надо сказать, что даже полузанесенные снегом, повторяющие изгибы рельефа, направления дорожек, ступенек лестниц, взбирающиеся на вертикальные доминанты Сада и дома, эти светящиеся шнуры создают удивительную атмосферу праздника! Причем особенно эффектны они именно зимой!

Интересной разновидностью электрических светильников являются светодиодные на солнечных батареях. Они пришли к нам недавно из стран с развитой садовой культурой (а точнее с садовой индустрией) и постановкой во главу угла экологичности и экономии. Действительно, подобные светильники, не зависящие от наличия или отсутствия "света в розетке", могут быть в ряде случаев удобны, особенно учитывая, что включаются они автоматически – при наступлении сумерек. Выпускаются даже плавающие светодиодные светильники на солнечных батареях. Однако следует помнить, что практически все подобные светильники не любят хмурой ненастной погоды с низкой солнечной освещенностью. И самое главное - свет их весьма неярок, т.е. они абсолютно не годятся для реального освещения каких-либо объектов в саду. По выражению одного из наших коллег на форуме светят они как "недокормленные светлячки".

Я прихлопнул его,
светляка, что порхал над дорогой,
чуть мерцая во мгле,-
и погас огонгек зеленый.
Путь мой темен и беспросветен...
(Сайто Мокити)(ХХ век)

Зато они прекрасно подходят для украшения берегов водоемов или самого водного пространства – за счет отражения в воде зрительно количество световых источников удваивается! Могут они служить и направляющими вехами вдоль дорожек или на их изгибах, а в ряде случаев даже служить в качестве точечной подсветки снизу для выделения невысоких декоративных объектов. Свет, прошедший рассеиватель таких светильников, ложится тонкими неяркими полосками на листву растений и очень эффектен на камнях и гравийных отсыпках. Среди таких светильников чаще всего распространены с желтым и белым свечением. На глаз белое свечение ярче, а желтое мягче, живее, приятнее. Продаются и светодиодные светильники, мерцающие разными цветами радуги. Но на мой вкус они совершенно неестественны в вечернем Саду. В конце концов, солировать в Саду должны растения, а не маленькие "недокормленные псевдорадуги". :) Но это мое субъективное мнение.

Хотелось бы дать несколько советов тем, кто собирается приобретать или уже имеет подобные светильники. В частности, есть совершенно точная закономерность – чем такой светильник дешевле, тем он менее ярко светит и менее долговечен. А выйти из строя могут все его компоненты – и сама солнечная батарея, и светодиод и аккумуляторы. Причем в первом случае светильник можно сразу выбрасывать (или оставить на запчасти к его пока более удачливым собратьям). Что касается времени свечения подобных светильников, то они даже после яркого солнечного дня светят не 12-15 часов. Ну да летом ночь так долго и не длится. Для большего времени свечения и меньшей зависимости от капризов солнечного освещения можно приобрести и вставить аккумуляторы большей емкости (в заводской комплектации, как правило, не более 600 мАч), что, однако прибавит к цене светильника некоторую дополнительную сумму. И еще – аккумуляторы очень не любят полной разрядки до 0, холода и их не желательно разбрасывать после конца службы (В цивилизованных странах их положено сдавать для утилизирования!). Часто они содержат токсичный кадмий, да и иные их компоненты "не сахар". И уж точно не давайте их детям – их ведь категорически не разрешается бросать в огонь, а какая дача без костра... Если Вы точно знаете, что долго не будете использовать свой светильник, выключите его или (если выключателя нет – признак дешевого продукта) выньте аккумуляторы. Не оставляйте их на даче зимовать – "помрут". А весной Вы можете предварительно зарядить их в зарядном устройстве, которое сейчас часто встречается у меломанов или фотографов (питание для ф/а или плеера). За такие заботы светильники отблагодарят вас долгой и исправной работой.

Уголок безопасности

Как я уже говорил выше, электричество требует очень осторожного обращения, особенно за городом. Безопасность и электрическое освещение должны "идти рука об руку" во избежание истинных трагедий.

Использование электричества для освещения в Саду требует, как легко понять, электрической проводки. А вот к проводкам, применяемым в условиях повышенной влажности, солнечной радиации (т.е. света, часто вызывающего постепенное старение материала изоляции проводов), подверженным потенциальным внешним механическим воздействиям – переломы провода, перерубы его острыми предметами (от совков и лопат до серпов и триммеров), воздействия грызунов и т.д. – т.е. ко всем наружным электропроводкам применяются повышенные требования безопасности. В частности, существуют специальные марки проводов, допустимых во внешних проводках (например, ВВГ, ВКбШв, КГ, ВБ или NYM и др.). Причем проводку необходимо прокладывать в специальных металлических, пластиковых трубах или рукавах. Все соединения этих труб или рукавов необходимо тщательно герметизировать. Прокладываются они с уклоном, чтобы избежать застоя и скопления воды, возникающей при конденсации ее паров внутри труб. Силовые проводки прокладываются на глубине не менее 0,5 м и обязательно защищаются от возможности воздействия "копательных" инструментов (например помещением в асбоцементные трубы, расположением сверху листов шифера, бетонных или керамических плиток, укладкой в водопроводные или газовые трубы) (существуют и современные кабели, не требующие обязательного зарывания в землю – ВКбШв). Для протягивания проводов используются специальные прочные и тонкие сталистые проволоки, т.н. зонды, которые просовывают в трубы, а затем зацепляют за концы проводов и тянут-потянут… Часто проводку для светильников-"подорожников" прокладывают под плитами дорожки – это с одной стороны защищает их от внешний воздействий, с другой сильно затрудняет ремонт в случае необходимости. Все со временем имеет свойство забываться, поэтому сразу же после прокладки подземных коммуникаций следует составить точную карту, где будет указаны все места залегания электросетей в недрах участка. Впрочем, сейчас есть специальные приборы для поиска металла и проводки под напряжением как в стенах, так и неглубоко под землей. Никакие соединения проводов в таких каналах недопустимы. Все провода или выключатели (тоже, разумеется, герметичные) необходимо крепить на прочных предметах – стенах, стойках, то есть таких, что не могут быть легко опрокинуты с обрывом проводки. Более того, помимо обычных плавких вставок или тепловых реле - предохранителей – совершенно необходимо применение или разделительных трансформаторов или (И!!!) т.н. УЗО – за доли секунды отключающих ток при наличии его утечки в сети. Все эти подчас недешевые устройства можно легко найти в специализируемых магазинах.

Самым же безопасным способом устройства электропроводки для наружного освещения является, несомненно, использование пониженного напряжения 12-24-36 вольт. Специальные щитки со встроенными трансформаторами также нетрудно найти в продаже. Но зато такие затраты позволят Вам в буквальном смысле спать спокойно. Особенно все это актуально для садоводов, имеющих маленьких детей. Причем такие проводки можно располагать практически на поверхности земли, что не означает возможности "шинковать" их бездумно острыми предметами. Мощность понижающего трансформатора выбирается исходя из необходимого количества светильников (к сожалению, типовые мощности редко превышают 250 ВА, что позволит присоединить к нему или 4 лампочки по 60 Вт или 6 по 40). Но следует учитывать, что роскошной иллюминации таким способом достигнуть вряд ли удастся. Особенно пониженное напряжение подходит для оборудования электричеством садовых водоемов!

И еще пару замечаний. В ряде случаев для автоматического включения освещения при появлении людей – хозяев или наоборот :) применяются т.н. датчики движения. Они весьма удобны, поскольку включают свет вовремя – лишь при наличии движения в пределах их видимости. Однако такие датчики не слишком дешевы, могут включаться в ответ на появление птиц и животных и обязательно должны соответствовать мощности включаемых ими источников света! Да и поскольку располагают их, как правило, на высоте, подходят они скорее для заливающего или сплошного освещения. Хотя возможны, разумеется, варианты применения таких датчиков со светильниками точечной (нижней) подсветки. В последнее время появились светильники на солнечных батареях, включающие датчики движения. Представляете: идете Вы по дорожке и перед Вами вспыхивают, а за спиной гаснут, как по мановению волшебной палочки путеводные огоньки!

Наконец, существуют простейшие схемы включения и выключения света в разных концах проводки. Такие случаи востребованы при освещении, например, дорожек – вышел из дома – включил свет, дошел до конца дорожки – выключил – и наоборот. Схема такого включения в принципиальном виде выглядит следующим образом.

Все требования электрической безопасности регламентируются соответствующими СНиПАми и ПУЭ. И практически как нигде больше в вопросах благоустройства, свет в Саду требует профессионального исполнения!

Перед тем, как перейти к моей любимой разновидности света в Саду, хочу также порадовать особых эстетов. Свершилось – появились источники света, вовсе не использующие ни электрической энергии, ни горючих материалов. Принцип их действия основан на накоплении солнечной энергии специальными люминофорами с последующей отдачей этой световой энергии в темноте. В некоторых западных каталогах появились "Камни, светящиеся ночью" - размером около 2,5 см в виде гладкой беловато-молочного цвета гальки по несколько сотен штук в наборе (обычно 200). Такими светящимися камешками предлагается декорировать изгибы дорожек, цветочные вазоны и фрагменты береговой зоны декоративных водоемов. Однако, представляется, что светятся такие камешки весьма слабо и не долго. Но зато они являют собой недостающее звено между светильниками электрическими и живыми.

Живой свет

Но едва запылает свеча.
Чуткий мир уступает без боя,
Лишь из глаз по наклону луча
Тени в пламя сбегут голубое.
И. Анненский (1904)

В данном разделе речь пойдет о светильниках, использующих сгораемые материалы – это разнообразные керосиновые, масляные лампы и конечно "подсвечники". И поскольку пламя в них мечется, мерцает, кажется, что живет своей жизнью, и за испускаемое ими тепло – мягкое и доброе, я хотел бы назвать такие светильники – живыми или "Живым светом". Как у того же И. Анненского: "так бабочка газа всю ночь, дрожит, а сорваться не может"... "Живые" они еще и потому, что могут с нашей помощью (в наших руках, как живые существа) легко перемещаться по саду... И эти светильники являются моими любимыми разновидностями света в саду! Так бы и сидел рядом и медитировал...

Вот и день миновал.
Облаками затянуто небо.
Возле дома фонарь
красноватый отсвет роняет
на окно моей комнатушки...
(Сайто Мокити)(ХХ век)

В отличие от электрических светильников совершенно не хочется распространяться о технических подробностях устройства светильников для живого света. Тем более что они весьма многообразны.

Для керосиновых или масляных ламп характерно наличие резервуара для горючей жидкости и стеклянного защитного плафона, препятствующего гашению порывами ветра. Встречаются и более простые, но не менее изящные варианты, представляющие собой нечто среднее между спиртовкой и лампадкой. Все они используют фитильки (обычно из трудно сгораемого материала), по которым в зону горения силами капиллярного эффекта поступает горючее. Многие из них идеально подходят для создания уюта и красоты в доме на даче, что не исключает их периодическому поселению в Саду. В продаже встречаются и специальные факелы на металлических или деревянных (часто бамбуковых) подставках. С помощью таких светильников можно декорировать живым огнем уже средний горизонт Сада. Устанавливать их целесообразно или у патио при вечерних посиделках или в ключевых точках Сада. Главное соблюдение пожарной безопасности.

Однако большинство светильников живого огня используют все-таки стеариновые (восковые свечи редки и дорогостоящи) свечи (Следует вспомнить также и о ставших популярными в последнее время т.н. гелевых свечах). Форм, видов, размеров всяческим свечам несть числа. Однако чаще всего используются т.н. тепловые свечи – небольшие алюминиевые цилиндрики, залитые парафином и снабженные фитильком. Найти их легко в самых разных магазинах, и продаются они часто в пакетах по 100 шт. – хватит на все лето. Эти свечки еще и плавают! Светильниками для них служат самые разные конструкции – и металлические со стеклом и керамические и цельнометаллические – фантазия создателей позволяет выбрать садоводу самые разные на ЛЮБОЙ вкус.

Только не надо требовать от таких светильников сплошного заполняющего освещения – их стихия тонко расставленные акценты точечной подсветки, чаще всего нижней. Необыкновенно хороши они у водоема, на гравийных отсыпках, на внезапных поворотах дорожек. Да, они тоже слабоваты, но в отличие от своих электрических собратьев ЭТИ "недокормленные светлячки" поистине живые. Причем садоводы, любящие мастерить своими руками, могут изготовить сами совершенно эксклюзивные светильники для таких свечек. В ход могут пойти самые разные предметы – старые бутылки, изысканной формы и цвета, керамические и стеклянные вазы (можно частично разбитые), плафоны от люстр (можно тоже старые с чердака дачи) – полет фантазии ограничен только воображением самого садовода. Надо только научиться работать со стеклом и научиться гнуть металлическую проволоку. А если применить умение украшать изделия мозаикой, можно превзойти саму волшебную лампу Алладина. :) Можно также вспомнить и светильники из тыквы в канун Хеллоуина… Необходимо только помнить при производстве таких самоделок, что огонь свечи живой и как все живое нуждается в притоке воздуха – для горения необходимы специальные отверстия. Да и стекло желательно устойчивое к нагреву.

Совершенно особняком стоят светильники в восточном – китайском или японском стиле. Существует множество видов таких светильников и они не просто красивы, но и несут целую философию. Одни светильники для приглашения в сад, иные для чайной церемонии, особые для любования выпавшим снегом… Однако это отдельная большая тема. Может быть, когда-нибудь удастся коснуться и ее… Установка такого светильника требует от садовода большого вкуса и такта, но зато способна вознаградить привнесением в сад духа Востока.

В заключение хотелось бы упомянуть, что с точки зрения эстетики лучше всего применять для декорирования группы одинаковых светильников. Один светильник выглядит хуже, чем два или три. Больше, скорее всего, будет уже перебором. Согласитесь, что группа из разномастных, выполненных из разных материалов и в разном стиле светильников явно внесут пестроту и стилистический разнобой в восприятие единой картины Сада. Однако ничто не мешает в разных участках Сада использовать группы разных светильников.

Уголок безопасности

Вопросы безопасности, на этот раз пожарной, должны стоять и в данном случае на первом месте. Во-первых, категорически нельзя устанавливать светильники живого огня в непосредственной близости от сгораемых материалов. Над огнем не должно быть ни веток, ни листьев, ни проводов… А вокруг ни сухой травы, ни стогов сена… Во-вторых, в светильниках использующих жидкое горючее, можно использовать только тот вид топлива, на который они рассчитаны. Категорически запрещается заполнять их резервуары легко воспламеняющимися жидкостями – уайтспиритом, бензином, ацетоном и прочими растворителями. ТОЛЬКО специальный ламповый керосин или масло!!! В-третьих, устанавливать такие светильники нужно на устойчивые основания и в таких местах, где их никто не сможет опрокинуть. Еще более осторожным нужно быть с факелами, поскольку они могут упасть, вывернувшись из земли и разлить горючее, да и пламя в них обычно больше по размерам и не закрыто плафоном, поэтому более живое – мечется на ветру.

Меньше проблем со светильниками, использующими свечи, но и тут надо тщательно соблюдать перечисленные выше меры пожарной безопасности.

Желаю всем истинным СОЗДАТЕЛЯМ своего Сада мечты успехов по отделению света от тьмы и привнесении СВЕТА в самых разных его ипостасях в Сад. Успехов вам в создании светового таинства, световой картины сада, которая способна сделать его еще более прекрасным и радушным для его обитателей. И пусть маленькие и большие светильники сияют путеводными звездами на долгой дороге к счастью и красоте! И дай Вам Бог, чтобы Вы могли воскликнуть, глядя на свой Сад, сияющий СВЕТОМ, что "Это хорошо"! И пусть Ваш Сад будет РАЙСКИМ!

Текст и фото: Седов Андрей Леонидович (Von)
02.2006


К списку


12345
Оценок: 56
Средняя оценка: 4.61

Обсудить статью (2)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна