Сады WEBСАДовцев
Японский уголок на задворках сада, или как всё начиналось
Мне очень хотелось начать рассказ как-то особенно и красиво. Но на самом деле всё начиналось, как и у многих, вполне прозаично. Вышла замуж, родился сын. На лето отвозили его к свекрови на дачу, у которой был большой участок, а в выходные приезжали и мы с мужем "подышать воздухом". Участок представлял собой обычный сад со стандартным набором растительности тех дней. Были там и овощные грядки, и клубника. А вот цветников почти не было. Ну, разве что флоксы, пара хост и несколько астильб. Каждый раз, когда я приезжала на дачу, приходилось копать, сажать, полоть, ходить на колхозное поле за навозом. Но у меня, человека городского и с детства к земле никакого отношения не имевшего, все эти добровольно-принудительные мероприятия положительных эмоций не вызывали, и никакого удовольствия от такой дачной жизни я не получала.Потом наступили лучшие времена, и необходимость в огороде сама собой отпала. Сын вырос, мы стали очень редко приезжать на дачу. Участок постепенно зарос сорняками и превратился в пустырь. Вот таким был участок в конце 90-х годов. В это время у нас на Юго-западе открылся садоводческий магазин, в котором кроме семян и некоторых инструментов почти ничего не было. Но в самом углу этого магазина я углядела несколько маленьких горшочков с растениями. Поинтересовалась, что это за растения. Никто толком объяснить не смог: "Какие-то ёлки". Наш участок находится в еловом лесу, но эти "ёлки" были совсем другие. Я купила все четыре горшка с крошечными растениями, высота которых едва ли превышала 15 см, и, радостная, привезла их на дачу. Мои новые "ёлки" оказались можжевельниками. Свекровь, взглянув на них, сказала, что это кладбищенские растения и сажать их на участке плохая примета – это, мол, к слезам и несчастью. Я готова была расплакаться. Заметив это, она сжалилась: "Ладно, найди им место, но только не возле дома, где-нибудь там", - и махнула рукой в сторону самого дальнего угла сада, где находилась огромная компостная куча и старый покосившийся сарайчик с душем. Здесь были посажены мои первые растения. Я их просто закопала, не думая ни о чём. Какая там агротехника, какие сорта, какие планы посадок! Я и слов-то таких не знала, а уж о том, насколько это важно, даже и не представляла. Но, кажется, я все-таки посадила их правильно - им там понравилось. Теперь они стали вот такими. Но тогда они были такими маленькими, такими жалкими, что их постоянно забивали одуванчики и другие сорняки. Приходилось постоянно заниматься прополкой, что отнимало массу времени. И тут я узнаю, что есть материал, который будто бы спасает от сорняков. Черный лутрасил - вот оно спасение! Приобретя его, я тут же укрыла им место посадок. Одуванчики перестали донимать, но само место стало выглядеть как-то мрачновато. Вспомнилось, что на участке есть немного щебня, и я решила эту черноту засыпать им. Все стало смотреться свежо и оригинально. И, что важно, понравилось всем, хотя всерьёз моё "увлечение" тогда не восприняли. Еще нескольких лет эта маленькая ухоженная площадка выглядела одиноким островом посреди моря буйных сорняков. Тем временем в магазинах стали появляться другие растения. К можжевельникам были подсажены барбарисы и спиреи. Площадка постепенно увеличивалась. Она преображалась из года в год, но дальнейшего развития не получалось. Однажды, листая скучные технические журналы мужа, который работает с японскими фирмами, я увидела композицию из растений, чем-то напоминавшую мою собственную. Это была какая-то парковка для автомобилей в Японии. Я перелистала все журналы, какие были в доме, нашла ещё несколько изображений. И вдруг пришло озарение: я поняла, что мне нравится именно это. Я почувствовала, что хочу сделать у себя что-то подобное. Уже давно мучил вопрос, что мне дальше делать со своей площадкой. Я понимала, что надо придать ей какой-то смысл. В то время я даже ничего не слышала о стилях в садовом дизайне, и уж тем более о том, что существует "японский стиль". Мне просто захотелось сделать что-то похожее на то, что было на этих японских картинках. Но где брать информацию, из каких источников черпать знания? В то время на прилавках продавался только "Мой прекрасный сад", но в нём практически ничего не было по этой теме. Редко попадавшиеся маленькие фотографии я вырезала и наклеивала в школьный альбом для рисования, чтобы не потерялись. Несколько раз ездила в Ботанический сад. Но печатной информации катастрофически не хватало. А смутный образ японского уголка уже захватил всецело, идея создать его становилась навязчивой. В библиотеке сказали, что в одном из первых журналов "Ландшафтный дизайн" была статья о японском саде. Я нашла этот журнал. Статья действительно оказалась для меня полезной. И вот началось обустройство этой площадки. Чуть позже узнала, что в таких уголках ещё и беседки можно ставить. Решили - беседке быть! Но какая она должна быть? Опять начались поиски информации. Хотелось такую беседку, чтобы она была и стильной, и функциональной, и органично вписалась бы в яблоне–еловый сад. На этом этапе очень помог мой муж. Это была именно его идея, сделать её такой, какая она получилась. Сказано – сделано! Беседка готова, теперь пришлось задуматься об её окружении. На дворе 2005 год. Стала появляться литература. Первая книга по Японии, которая у меня появилась - "Японский сад" Е. Голосовой. Только прочитав её, я поняла, каким должен быть этот уголок. Но стало понятно и другое - отсутствие знаний по этой теме повлекло за собой массу ошибок. Пришлось вносить композиционные изменения. В результате получился вот такой уголок. На тот момент казалось, что всё закончено. Приезжающие гости частенько захаживали в беседку. Оказалось, что и среди друзей есть много поклонников японской кухни. Этот уголок уже стал самостоятельной частью сада. Я часто заходила туда: отдохнуть, расслабиться, просто посидеть. В это время как раз обрушился вал литературы, дома появился Интернет с его возможностями - информация накапливалась, кругозор расширялся. И мне стало казаться, что в этом уголке не хватает жизни, движения. А как вдохнуть жизнь в эту статичную картину? Я очень люблю камень, люблю с ним работать. Но даже самый красивый камень, движения не создаст. Вода! Живая вода! Ведь вода- это жизнь. Вот и решение проблемы! Не сразу я решилась на создание довольно большого водоёма. Было страшно, ведь многое надо было переделать и поменять во вполне законченной композиции. Но уже без воды я этот уголок просто не представляла. И вот два года назад мы всё-таки решились. Проблем было много, но самой большой проблемой оказались камни, которые должны были соответствовать и стилю, и замыслу. Но в конце концов всё сложилось. На этих фотографиях то, что получилось. И всё сразу преобразилось: первыми пришли лягушки, потом тритоны, ёжик стал приходить в сумерках на водопой, птицы, сидя на камнях, чистили пёрышки. А уж когда появились рыбки, можно сказать, уголок стал вторым домом. Признаюсь честно, мне не близок японский символизм, японская философия. Я, например, не буду смотреть на камень и представлять гору. Но могу долго наблюдать за вороной, которая приземлилась на этот камень. Я исходила из своих потребностей и потому видела и чувствовала его именно так, а не иначе. Мой японский уголок не предназначен для философского созерцания. В нём своя жизнь, совсем другая, не похожая ни на что. Мне хотелось создать уголок уединения, тишины и покоя. Я с удовольствием позаимствовала элементы японского сада, потому что для этих целей японский стиль, на мой взгляд, подошёл более других. Я понимаю, что в моём уголке многое сделано не по правилам создания японских садов, в нём присутствует некоторая эклектика. Скорее всего, он сделан чисто по-русски, но с лёгкой стилизацией, намёком на японский сад. Но меня вполне устраивает, что мой японский уголок получился русским, потому что он понятен не только мне, но и моим близким и друзьям – мы все получаем удовольствие от присутствия в нём. Ещё совсем недавно я была очень далека не только от Японии, но и от садоводства. Говорят, что одного желания – мало. Нет, не мало! Важно, чтобы это желание было понятным, прежде всего самому себе. Для меня при создании этого уголка главным было понять - для чего я это делаю? А как и какими средствами - было вторично. Вот так, на месте огорода и компостной кучи, появился мой японский уголок, в котором теперь можно даже и ... пофилософствовать... Иногда я, с благодарностью, думаю ещё вот о чём. Много лет назад моя свекровь указала мне именно это место. Может это не случайно? Может, это место изначально было предназначено для моего японского уголка в Подмосковье среди яблонь и елей? Но это уже философское отступление. Текст: Жукова Наталия (schalaschik) Фото: Жукова Наталия (schalaschik), Ирина (Nigma), Татьяна Васильева (Терция) 12.2009
К списку
Обсудить статью (11)
|